Список форумов Tribal.by Tribal.by
Форум ценителей Tribal-культуры
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск    ПрофильПрофиль   РегистрацияРегистрация 
 Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Трайбл Клуб

"Клоун Шалимар" Салман Рушди

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Tribal.by -> Искусство
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Devdevi
Звезда форума


Зарегистрирован: 01.02.2008
Сообщения: 2251
Откуда: Алушта-Симферополь

СообщениеДобавлено: Пн Май 19, 2008 5:05 pm    Заголовок сообщения: "Клоун Шалимар" Салман Рушди Ответить с цитатой

Еще один великолепно-жуткий миф от Салмана Рушди вращается вокруг истории Кашмира — «потерянного рая» веротерпимости, не столь давними событиями превращенного в ад.

Рушди принято считать «магическим реалистом»; свежепереведенный и относительно недавно (в 2005 году) вышедший в оригинале роман дает понять, что такое определение уже проявляет признаки некоторой инерционности.

В самом деле, магии в поздних текстах Рушди не больше и не меньше, чем в описаниях галлюцинаций агонизирующего больного, где точно так же вперемешку плавают лица умерших и живых, звуки обретают цвет и форму, а змеи сворачиваются в молоке. Индийские красавицы Рушди летают по небу разве что самолетами, а если и раздуваются, подобно Хануману, то только от собственного горестного обжорства. Кашмирские герои, вместо того чтобы перенестись через море в поисках возлюбленной, пересекают индо-пакистанскую границу и вступают в ряды афганских моджахедов. Витязи-раджпуты завязываются на узел от неизбытой похоти, и именно потому бредят «красным шумом» и «неприцельными кроликами». Добродетельные жены и юные дочери раздеваются перед захватчиками догола, но убивает врагов не их сияющая красота, но снайперы из отряда сепаратистов, заранее занявшие наиболее выгодные позиции.

Мир позднего Рушди трагически логичен, все нерациональное в нем — лишь следствие человеческих одержимостей гневом, завистью, страстью, а все магическое — лишь попытка человеческого сознания справиться с последствиями собственных страстей: разочарованием, болью, насилием. И в этом печальном смысле Рушди можно назвать самым что ни на есть реалистичным автором.

Если есть изрядное количество пишущих, которые захлебываются в крупной форме, как лошади в океане, то Рушди принадлежит к противоположному типу. Ему не то чтобы не дается дыхание короткой прозы — но повести и рассказы попросту не вмещают его взгляд монументалиста, кажутся виньеткой на фронтоне, деталью, отделенной от здания. Другое дело — роман, обширное полотно, раскидистое дерево, мощными корнями уходящее в эпическое прошлое литературы. Излюбленный жанр Рушди — семейная сага; «Клоун Шалимар» не является исключением — правда, с учетом той обоймы костоломных поправок, которые внес в представление о традиционной семье двадцатый век.

Как будто в попытке справиться со взбаламутившим объемлемую текстом историю водоворотом событий, автор прибегает сразу к двум классическим композиционным моделям — кольцевая конструкция всего романа охватывает поименованные по основным действующим персонажам части, каждая из которых выполнена со строгой напряженностью спицы в колесе; подобная радиально-хордовая конструкция обеспечивает достаточно стремительное и, во всяком случае, бесперебойное продвижение читательского внимания по магистралям этого романа — не города, но мира, где действие разворачивается в Кашмире, Калифорнии, Эльзасе времен Второй мировой, лагере талибов на границе Афганистана.

История начинается в Калифорнии. Девушка с говорящим именем Индия мучительно вспоминает родство. «Долгими теплыми ночами дочери посла спалось тревожно, она то и дело просыпалась. Даже тогда, когда сон брал свое, тело ее не отдыхало: оно вскидывалось и перекручивалось, будто пытаясь освободиться от безжалостных оков. Временами с губ ее срывались слова на незнакомом языке... Звуки были акустически чистыми, словно неслись откуда-то из запредельных галактик, — как у Сигурни Уивер в "Охотниках за привидениями", когда она изгоняет очередного демона». Дочь посла, бывшего героя французского Сопротивления, человека-легенды — «Летающего Еврея», влетевшего в эту самую легенду на самолете экспериментальной модели с изменяемой геометрией крыльев, что одной жуткой ночью пронесся над позициями немецких войск из Страсбурга в вишистский Клермон-Ферран, — а ныне «темной лошадки» на службе самой демократичной демократии, одержима теми демонами, которые предстанут перед читателем на следующих пятистах страницах книги: а именно своей таинственно исчезнувшей матерью, горячо любимым отцом, странным человеком по имени Шалимар, не так давно нанятым бывшим послом в качестве шофера. И чем далее по тексту, тем с большей ясностью мы будем понимать, как чудовищно повезло, что демоны эти явлены нам под пером бесстрашного экзорциста Рушди — ибо, хоть они и обладают всеми признаками человечности, то есть могут испытывать страсть, голод, любовь, жажду и даже нечеловеческие страдания, но мифологическая плотность материала, из которого они изготовлены, способна взорвать любую жизнь, превратив ее в жалкие кровавые ошметки.

Здесь мы возвращаемся к тому, с чего начали, — к магии, или, что вернее, к мифогенности прозы Рушди. Действительно, если с магией и даже с фантасмагоричностью, отличающей тех же «Детей полуночи», Рушди в «Шалимаре» практически распрощался, грубо говоря, предпочел фантазму — гротеск, астрологии — вольное толкование старинных текстов, то мифологическая приподнятость повествования никуда не делась. Живописная архетипичность, яркость и выраженность черт персонажей, абсолютность метафор — горный Кашмир как потерянный рай, — именно эта эстетическая дистанция позволяет Рушди «уложить в строку» обыденный ужас современности: пятнадцатилетняя девочка, торгующая собой в лондонском предместье; такие же девочки в экзотических декорациях Кашмира, изнасилованные и убитые за то, что не хотели смотреть на мир через дырку в парандже; мать семейства, над которой надругаются уже солдаты-хинду, а ей все чудятся змеи-мстители... «Есть вещи, которые нельзя рассматривать в упор невооруженным глазом, как нельзя смотреть на яркое солнце — ослепнешь», — говорит Рушди и расправляется с насильниками посредством «непонятным образом проникших в самое сердце военной базы Кашмира змей».

Это — последняя магия, которую писатель не в силах себе не позволить; и в данном случае никак не получается сказать, что он неправ.

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Назира Тюленева
♥♥♥Модератор♥♥♥


Зарегистрирован: 15.01.2008
Сообщения: 3375
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Май 23, 2008 10:07 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Мне очень нравится Сальман Рушди. Он в меру физиологичен и искуссно метафоричен. Но ему не хватает чуточку больше любви к жизни, которая есть у Г. Маркеса.
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Devdevi
Звезда форума


Зарегистрирован: 01.02.2008
Сообщения: 2251
Откуда: Алушта-Симферополь

СообщениеДобавлено: Сб Май 24, 2008 1:38 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Назира, а какие романы еще вы читали этого писателя?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Назира Тюленева
♥♥♥Модератор♥♥♥


Зарегистрирован: 15.01.2008
Сообщения: 3375
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Май 26, 2008 9:47 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Последний вздох Мавра и Дети полуночи. Ещё лежит на прочтение Стыд. Мавр и Дети полуночи похожи, но всё же разные. Рушди своеобразно пишет, поэтому читать его на одни и те же темы интересно. Правда, не всякий любит такую витиеватость.
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Mari
Активно пишущий(ая)


Зарегистрирован: 10.01.2008
Сообщения: 152
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Май 26, 2008 11:49 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Не читала его. Надо как-нибудь попробовать.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Tribal.by -> Искусство Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB

Рейтинг@Mail.ru Мир танца в Интернет - каталог танцевальных сайтов