Список форумов Tribal.by Tribal.by
Форум ценителей Tribal-культуры
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск    ПрофильПрофиль   РегистрацияРегистрация 
 Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Трайбл Клуб

Ищем вдохновение - русский костюм
На страницу Пред.  
1, 2, 3, 4, 5  След.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Tribal.by -> Дизайн костюмов
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Ehha
Часто бывающий(ая)


Зарегистрирован: 10.04.2013
Сообщения: 68
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Апр 18, 2013 10:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой


_________________
Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Ehha
Часто бывающий(ая)


Зарегистрирован: 10.04.2013
Сообщения: 68
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Апр 18, 2013 11:02 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цепи:



_________________
Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Ehha
Часто бывающий(ая)


Зарегистрирован: 10.04.2013
Сообщения: 68
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Апр 18, 2013 11:04 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Очень интересно - цепи с пуговицами:


_________________
Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Ehha
Часто бывающий(ая)


Зарегистрирован: 10.04.2013
Сообщения: 68
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Апр 18, 2013 11:14 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Скифы и средневековье. Булавки.


_________________
Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Ehha
Часто бывающий(ая)


Зарегистрирован: 10.04.2013
Сообщения: 68
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Апр 18, 2013 11:17 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Здесь, как я понимаю, ТАТУИРОВКИ (?!):

Символ оленя с цветущими рогами - солярный символ.
_________________
Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Ehha
Часто бывающий(ая)


Зарегистрирован: 10.04.2013
Сообщения: 68
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Апр 18, 2013 11:25 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Пояс.
Статья, в которой речь пойдет не только о велико-русских поясах, а и о всех славянских поясах.
--
Пояс — в народных верованиях символ дороги, пути через мифические и реальные преграды (так же как и нитка, пряжа, волокно, веревка и даже цепь). ПОЯС как часть одежды человека, принимающая форму круга, часто употребляется в качестве оберега. Белорусы повязывали поясом ребенка сразу после крещения, на Украине при проводах умершего из хаты родственники нередко завязывали поясом ворота, «чтобы больше покойников не было»; считалось что подпоясанного человека «бес боится», его не тронет ни домовой, ни леший.

Вместе с тем снятие ПОЯСA означало приобщение к потустороннему миру, нечистой силе и т.д. Поэтому ПОЯС снимали при добывании «цветка папоротника» в ночь на Ивана Купалу, при поисках клада, во время исполнения обрядов против эпидемий и падежа скота (см. Коровья смерть); этот же прием используют северно-русские девушки для гаданий: перед сном кладут ПОЯС под подушку, приговаривая: «Пояс мой, пояс, покажи жениха и поезд». Специально вытканный за один день из остатков льна пояс, пo поверью крестьян из Минской губернии, позволяет подпоясавшемуся увидеть на Радуницу (см. Фомина неделя) мертвых.

С помощью ПОЯСА устанавливается связь между «своим» и «чужим» пространством, старым и новым домом. Так, у белорусов при переходе в новый дом хозяин притягивает всех членов семьи внутрь избы за нитку или пояс. Молодая, входя в дом мужа после венчания, бросает свой ПОЯС на печь. При первом выгоне скота в поле у восточных славян было принято расстилать в воротах ПОЯС, чаще красный; его также привязывали к рогам коровы, клали пастухам в сумки и т. д. При покупке скота его вводили в новый дом через ПОЯС. Во Владимирской губернии в этот момент приговаривали: «Забывай старого хозяина, привыкай к новому!» На Русском Севере накануне первого выгона скота хозяйка плела из трех льняных ниток ПОЯС, нашептывая: «Как этот плетешок плетется. так милая скотинка плетись на свой двор из следа в след, из шага в шаг. Нигде не заблуждайся, ни в темных лесах, ни в зеленых лугах, ни в чистых полях...» Этот ПОЯС она носила до самого выгона скота, когда снимала его с себя и закапывала у выхода со двора со словами: «Коль крепко и плотно пояс вокруг меня держался, так крепко коровка круг двора держись». Расстилая ПОЯС перед порогом хлева или воротами двора, следили, чтобы корова его «не уволокла ногами», поскольку это сулило несчастье по дороге на пастбище.

Магические свойства ПОЯСА, скрепляющего союз молодых, используются в свадебном обряде: ПОЯСОМ обвязывают невесту или жениха и невесту, узел с приданым невесты, пирог для жениха после первой брачной ночи, рюмку или бутылку для жениха и т.д. Впрочем. мощь ПОЯСА могла быть использована в злокозненных действиях на свадьбе. Так, по поверьям поляков и белорусов. с помощью скрученного ПОЯСА ведьма могла «оборотить» весь свадебный поезд в волков.

В славянских верованиях ПОЯС — это источник жизненной силы. Поэтому он часто наделяется оплодотворяющими и оздоровляющими свойствами. У южных славян бездетные женщины в стремлении иметь потомство кладут под подушку ПОЯС священника или носят при себе кусочек такого пояса, опоясываются травами на Юрьев день; распространен и обычай опоясывания церкви ниткой, пряжей и т.п. В Тамбовской губернии с целью расположить молодую к рождению детей к ней на колени сажали мальчика. Она целовала его и дарила «девичь пояс».
_________________
Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Ehha
Часто бывающий(ая)


Зарегистрирован: 10.04.2013
Сообщения: 68
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Апр 18, 2013 11:28 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой



_________________
Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Ehha
Часто бывающий(ая)


Зарегистрирован: 10.04.2013
Сообщения: 68
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Апр 18, 2013 11:31 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Выше: Древнерусский поясной набор (составлена В.В. Мурашовой)

1-3, 5-8, 10, 11, 14, 17 - Новгород; 4 - Борницы; 9 - Гонголово; 12, 13 - Торопец; 15-16 - Малы; 18, 19, 21, 24-27, 30-32, 34-38, 43 -47, 49, 51, 52, 54-57 - Гнездово; 20-22 - Тимерево; 23, 33, 42 - Юго-Восточное Приладожье; 28. 29, 48, 50, 53 - Шестовицы; 39 - Киев; 40-41 - Табаевка

В эпоху средневековья пояс выполнял разнообразные функции. Во-первых, им, как и ныне, подпоясывали одежду. Вплоть до ХVI-ХVII вв., когда на русской одежде появились карманы (Рабинович М.Г., 1986. С. 85), к нему подвешивали мелкие, необходимые в быту вещи - ножи, кресала, оселки, кошельки и кожаные сумки-калиты. Убранство пояса зависело от социального положения его владельца: крестьяне носили тканые, плетеные и простые кожаные ремешки, крупные феодалы, князья -драгоценные золотые пояса, которые передавали по наследству вместе с уделом и о которых упоминается в духовных грамотах (Там же. С. 84, 85).
Широкое распространение ременных украшений и самостоятельное их бытование на Руси начинается с конца IX в. В это время на полиэтничной основе (славяне, уг-ры-фины, тюрки, скандинавы) формируется древнерусская знать. К середине X в. окончательно складывается древнерусская «дружинная культура», открытая внешним влияниям и включившая в себя элементы различной этнической окраски (Мельникова Е.А., Петрухин В.Я., Пушкина Т.А., 1984. С. 5Cool. Одним из наиболее ярких, социально значимых элементов «дружинной культуры» был наборный пояс. Он состоял из следующих элементов: 1) пряжки, обязательной принадлежностью которой являлись рамка и язычок, имеющие иногда щиток для прикрепления к ремню (табл. 61, 1, 2); 2) бляшки, украшающей ремень и закреплявшейся на нем с помощью шшфтов и заклепок (табл. 61,6, 7); 3) поясных наконеч-ыков, которые помещались на концах ремней (табл. 61, -4-19); 4) кольца, соединявшего отдельные части ремня и служившего для прикрепления мелких предметов (табл. 61, 52 - 53; 5) обоймы, закреплявшей концы ремней.

Раннесредневековые пояса имели самый различный облик, известны пояса с дополнительными подвесными ремешками и без них, двойные и одинарные.

Большинство древнерусских поясов, по-видимому, были близки венгерским; один конец пояса свободно свисал, второй - застегивался пряжкой, укрепленной на дополнительном внутреннем ремешке (табл. 61, 5). Такие пояса имели довольно широкое распространение у венгров, хазар, мордвы, протоболгар (Подвигина НЛ.. 1968. С. 191).
_________________
Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Ehha
Часто бывающий(ая)


Зарегистрирован: 10.04.2013
Сообщения: 68
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Апр 18, 2013 11:38 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

И конечно - тканые пояса:

Пояс был неотъемлемой частью русского народного костюма, орнамент поясов всегда имел сакральное значение. Узоры по льняной основе перебирали разноцветными нитками, часто ткали слова. Концы поясов заканчивались яркими кистями или шариками. Каждая мастерица к свадьбе готовила по 100 и более поясов, одаривала на свадьбе жениха, родственников, друзей.
_________________
Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Ehha
Часто бывающий(ая)


Зарегистрирован: 10.04.2013
Сообщения: 68
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Апр 18, 2013 11:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Интересное про гривны:

Их обычный орнамент (племени радимичей), состоящий из треугольничков с выпуклостями внутри, археологи называют «волчий зуб». Сходные встречались в Х—ХIII веках в Прибалтике, но концы прибалтийских гривен заострены, а не завершаются фигурными головками, как у славянских.
О развитой торговле свидетельствуют и гривны, попавшие в славянские земли из Скандинавии. Их делали из железного прутка, обмотанного тонкой бронзовой лентой. Судя по небольшому диаметру, сидели они довольно плотно на шее. На них часто можно видеть привески в форме крохотного молоточка. Археологи называют их «молоточками Тора»: Тор – Бог Грозы языческих скандинавов, очень близкий славянскому Перуну. Оружием Тора, согласно преданиям, был каменный молот Мьйолльнир – учёные пишут, что это слово родственно нашему «молния»…
Установлено, что на рубеже IХ—Х веков, когда купцы – славяне и скандинавы – начали налаживать постоянные торговые пути между Северной и Восточной Европой, ВИТЫЕ гривны попали в Скандинавию из южных областей Руси. Изделия славянских ремесленников сразу понравились за морем – и прижились, перенятые местными мастерами…
_________________
Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Ehha
Часто бывающий(ая)


Зарегистрирован: 10.04.2013
Сообщения: 68
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Апр 19, 2013 12:01 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

О височных кольцах:
Девочки-подростки, ещё не вошедшие в возраст невест, совсем не носили височных колец или в крайнем случае носили самые простенькие, согнутые из проволоки. Девушки-невесты и молодые замужние женщины, понятно, нуждались в усиленной защите от злых сил, ведь они должны были беречь не только себя, но и будущих младенцев – надежду народа. Их височные кольца поэтому особенно нарядны и многочисленны. А пожилые женщины, переставшие рожать детей, постепенно отказывались от богато украшенных височных колец, передавая их своим дочерям и вновь меняя на очень простые, почти такие же, как у маленьких девочек.

Не так давно наши модницы ввели в обиход проволочные серьги размером с браслет, что, как обычно, не очень понравилось людям старшего поколения. И всё же в который раз оказывается, что «новой моде» уже тысяча лет, если не больше. Сходные кольца (только чаще не в ушах, а на висках) носили женщины племени кривичей (верховья Днепра, Западной Двины, Волги, междуречье Днепра и Оки). Один конец такого кольца иногда сгибался в петельку для привески, второй заходил за него или завязывался. Кольца эти так и называются «кривичскими». Носили их по нескольку штук (до шести) на виске.
...В Х—ХI веках к проволочным кольцам иногда привешивали на цепочках бубенцы (об их назначении см. главу «Детская одежда») и треугольные металлические пластинки, порой даже в несколько ярусов.
_________________
Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Ehha
Часто бывающий(ая)


Зарегистрирован: 10.04.2013
Сообщения: 68
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Апр 19, 2013 12:14 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Интересное о браслетах:
...Древние славяне называли браслет словом «обручь», то есть «то, что охватывает руку» (в том числе и кандалы: посейчас ещё наручники именуют «браслетами»).Во французском языке, кстати, «браслет» происходит от слова «bras» – «рука»; таким образом, исконно русское название было заменено на его точную кальку, только иностранную.

Древние славяне делали свои «обручи» из самых разных материалов: из кожи, покрытой тиснёным узором, из шерстяной ткани, из прочного шнура, обвитого тонкой металлической лентой, из цельного металла (меди, бронзы, серебра, железа и золота) и даже… из стекла.

Массовые находки стеклянных браслетов начинаются со слоя Х века. Голубые, синие, фиолетовые, зелёные, жёлтые, ярко окрашенные и блестящие, они были продуктом местных мастерских.

Судя по всему, деревенский люд предпочитал металлические браслеты, в основном медные (серебряные и тем более золотые были достоянием знати). Носили их и на левой, и на правой руке, иногда на обеих, да притом по нескольку штук, на запястье и около локтя, поверх рубах и под ними…

(Нелишне, кстати, заметить, что исследователи указывают – наряд славянских женщин был не столь богат металлическими украшениями, как у некоторых соседних племён.)

С домонгольских времён сохранились браслеты ещё одной разновидности – «створчатые», состоящие из двух половинок, соединённых маленькими петлями и застёжкой. На дошедших до нас образцах различимы изображения мифических животных, птиц и музыкантов, играющих на гуслях и дудках-сопелях. А рядом с музыкантами исполняют священную пляску девушки в рубахах с распущенными до земли рукавами.

Учёные вполне обоснованно предположили, что и сами браслеты были предназначены для участниц подобного ритуала. По-видимому, серебряные створки придерживали у запястья широкие, длинные рукава женских рубах; в момент священнодействия их расстёгивали, и рукава разворачивались подобно крыльям (см. главу «…и о рукаве»). Интересно, что найденные браслеты датируются ХII—ХIII веками, то есть были сделаны и использовались в языческих ритуалах спустя двести, если не триста лет после официального введения христианства.

Вот так: по всей Руси уже стояли христианские храмы, а знатные жёны продолжали хранить ритуальные украшения, мало того – сами участвовали и даже возглавляли священный языческий танец. И это при том, что христианство на Руси, как известно, насаждалось «сверху»!
_________________
Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Tribal.by -> Дизайн костюмов Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  
1, 2, 3, 4, 5  След.
Страница 3 из 5

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB

Рейтинг@Mail.ru Мир танца в Интернет - каталог танцевальных сайтов